Активная часть проекта завершена, пришло время подводить итоги.
Как бы мне не нравилось это слово, но нужно провести черту, оглядеться и понять, что сделано и на сколько качественно, а что требует перемен.
В предыдущем посте я рассказал о механике нашей акции, что куда и зачем. Здесь же мне хочется порассуждать.
Начну с истоков. Идея проекта это не просто разовая уборка, а именно создание условий, когда территория, а точнее люди находящиеся на этой территории будут ее поддерживать в надлежащем виде. Наведя порядок и вывезя старый мусор, мы хотели выключить механизм «разбитых окон» (другие мусорят значит и нам можно), размещая информационные баннеры, мы задумывали дать людям инструмент, как утилизировать основной мусор с минимальным ущербом для окружающей среды. Транслируя и рассказывая о нашем проекте, мы хотели вовлечь больше людей и тем самым проинформировать.
Сложно сравнить прошлый год и этот по количеству мусора, ведь любая оценка будет субъективна. Но на мой взгляд в этом году мусора меньше. И тут я не стремлюсь вешать медали нашему проекту, количество мусора не совсем объективный показатель деятельности проекта, к тому же на некоторых стоянках буквально перед нами, была группа, которая навела порядок. Но появление таких групп и схожих проектов это тоже наша цель, это говорит о росте экологического воспитания в целом, появляются люди кто так же стремиться изменить и улучшить ситуацию, но оценить в цифрах, какие факторы повлияли на то, чтоб эта ситуация случилась — сложно, мы можем лишь констатировать факт, что это произошло.
В предыдущем посте я уже затронул этот момент, но считаю осветить более подробно и постараться вместе разобраться в нем.
Когда мы только задумывали наш проект, мы понимали, что это может иметь обратный эффект, то есть люди видя, что ситуация кому-то не безразлична, могли бы расслабиться и отнестись к происходящему в формате: «Можно мусорить, в конце года уберут».
Но друзья, сразу расставим точки над И. Нашей задачей является не уборка какого-то конкретного места, а именно формирование экологического воспитания. Поэтому уже на следующий год мы не планируем идти по этому же маршруту, а надеемся, что наведя там порядок, нам, общеми усилиями, удастся включить механизм поддержания территории в надлежащем ввиде.
Но так мы живем в сегодняшнее время, мы понимаем что такая ситуация может повторяться и в следующем году. Рядом с нашими баннерами вновь может скопиться мусор.
Что здесь каждый может сделать?
Либо оставить ситуацию и пройти мимо, либо взять ответственность за происходящее на себя, и обнаружив такую кучу, собрать часть мусора и вывезти его на «большую землю», для группы не составит труда захватить 1-2 небольших пакета.
Если же взглянуть на ситуацию еще глубже и представить, что каждая группа будет утилизировать свой мусор после себя, то и таких куч не будет в принципе.
Поэтому тут большая роль ложиться на руководителей туристических походов и коммерческих групп, именно вы задаете ритм всему происходящему. Туристы приехавшие на Алтай и попавшие на такой маршрут, сравнимы с маленькими детьми и как вы научите, покажете правильное поведение в походе, обращение с мусором, так все это и будет воспринято, практически как молоко матери :-).
Что мы думаем по-следующему году?
Пока мы сформировали несколько пунктов которые постараемся реализовать, по сравнению с этим годом изменить:
- Рекрутинг. Приходит понимание что подобная акция требует от участников опыта сплава и участия в водных походах, да допускается что некоторые участники в первые окажутся в данной ситуации, но чтоб мероприятие было эффективным, количество таких участников в среднем не должно быть больше 30-50% от общего числа. По итогам, этого года было много желающих присоединиться к проекту, но без опыта. Приходилось им отказывать, конечно же понимая что будут и не довольные отказом (прошу прощения). В дальнейшем же мы будем стремиться, чтоб в данных акциях участвовало больше профессионалов, это позволит максимально эффективно реализовать проект.
- Место проведения. Мы уже говорили что стремимся не просто навести порядок в каком-то конкретном месте, а именно улучшить экологическое воспитания в целом. Поэтому на следующий год мы не планируем проводить проект по маршруту «Средней Катуни», а на целины на изменения географии проекта. Какая будет следующая река или участок реки, пока это вопрос, на который мы ответим чуть позже.
- Финансирование. На будущий год для реализации проекта мы планируем привлекать спонсоров и всех неравнодушных участников, допускаем использование механизма краудфандинга. В этом вопросе мы всегда открыты к предложениям и помощи.
Считаем важным отметить, что проект в этом году состоялся благодаря грантовой поддержке
Федерального агентства по делам молодежи — Росмолодежь
И традиционного партнера проекта:
И в завершение отчетно видео с самого сплава: